|
|||||
|
|||||
|
|||||
БЕСЕДА С ОЛЬГОЙ ШИРЯЕВОЙ.
|
|||||
|
Несколько слов об истории этой публикации.
Ольга Ширяева, сотрудник одного из московских издательств, на протяжении долгих лет серьезно занималась театральной фотографией. Многие статьи о Театре на Юго-Западе проиллюстрированы её работами. Помимо фотографий, в её архиве аудиозаписи спектаклей и репетиций. В том числе и четыре диктофонные кассеты с записью беседы с Виктором Авиловым. Шесть часов звучания, около ста страниц расшифровки… Быть может, именно в этой долгой и доверительной беседе Авилову удалось наиболее полно высказать себя, приоткрыть свой внутренний мир. В результате получился уникальный «человеческий документ». И
«Для меня Авилов с первого дня был главным, самым талантливым и самым интересным человеком на
К интервью я, действительно, очень тщательно готовилась, пыталась продумать всё, что мне бы самой хотелось о нём узнать. Составила огромный вопросник (иначе бы от волнения просто не вспомнила, о чём ещё хотела спросить).
А дальше надо было заинтересовать самого Авилова и получить его согласие…
Любопытно, что его это заинтересовало. Потом мы довольно долго созванивались и договаривались. И наконец договорились на
Потом мы снова довольно долго договаривались, и во второй раз он приехал
До начала бесед я планировала подготовить потом нечто для публикации. Хотя неизвестно где! А мой горький опыт с Высоцким (уж на что пользовавшаяся спросом тема) мне подсказывал, что публиковали меня только тогда, когда кто-то этого хотел, а сама я ни разу не сумела „просто так с улицы“ пристроить свои материалы и фото».
Затея с публикацией интервью, действительно, не удалась, и кассеты отправились на полку. Сейчас Ольга Ширяева предоставила нашему сайту право опубликовать этот разговор полностью, без купюр.
Расшифовка интервью — Ольга Шевнина, Маргарита Гриня.
Подготовка В оформлении использованы фотографии фотографии из архивов и архива Театра на Юго-Западе, а также кадр из видеозаписи спектакля «Гамлет», сделанной в Токио Фотография деревни Терехово взята с сайта http://tushinec.ru/index.php?news_read=2434&page=1 |
||||
|
|||||
О.Ш. …Мне не хватает просто прочесть. А уж ответить на это… Это факт, не хватит…
В.А. Нет, я читал это около часа. (Примирительно.) Я читаю очень медленно…
— Честно говоря, не знаю, что из этого интервью выйдет. Ну, давайте с самого простого и примитивного. Вы мне расскажете о своей собственной родословной. Хорошо? Потому что я, в принципе, чего-то не знаю, а чего-то могу знать не так. Вот вы мне расскажете, где вы родились, кто ваши родители. Какое отношение они имеют к искусству: нет, да и прочее…
— Они не имеют никакого отношения… А родился я, можно сказать, на Красной Пресне. А потом вот, уже где-то шесть лет мне было, они уже переехали в Востряково.
— Понятно.
— А потом с 6 лет я жил в Востряково, потом в Чертаново, когда первый раз был женат, четыре года прожили, а потом, в принципе, сейчас здесь, у исполкома Гагаринского.
— Ясно. Так, очень интересно. А где на Красной Пресне, кстати? Там осталось что-то от этого места или ничего уже?
— Если точнее, это даже не Красная Пресня, это Нижние Мнёвники. Просто я так сказал, потому что роддом где-то там на Красной Пресне был расположен.
Это Мнёвники, и даже не совсем Мнёвники. Потому что были Верхние Мнёвники — это новый микрорайон тогда был, а были Нижние
— Да, мне тоже так кажется, что это где-то внизу Гребного канала.
— Но Гребной канал — это через реку. Там как раз по
— Там, по-моему, тоже не доехать-не дойти?
— Там метро «Полежаевская»…
— Это теперь… Я думаю, что в то время там…
— Нет, тогда как-то наоборот, 38-й автобус до «Белорусской» ходил. А на той стороне чуть левее
— А у вас есть любимые места в Москве?
— Любимые места? Да как-то вот… Я знаю, многие так говорят: у кого-то там Чистые Пруды, у кого-то… А я не знаю. Как-то в Центре я в детстве никогда и не бывал, все это детство провел… ну так иногда ездили если в гости через всю Москву. Но нет у меня в Москве таких любимых мест. А сейчас (быстро) мое любимое
— Это в силу обстоятельств или как вообще? Сюда тянет или просто вынужденно: живу, работаю, и все.
— Нет, я живу, работаю, и мне здесь нравится. Юго-Запад мне нравится. Я сейчас уже по Москве на колесах, на машине ездил. Мне там Вешняки,
— Где вы учились?
— В Востряково восьмилетку закончил, потом техникум Московский Индустриальный по специальности «монтаж и наладка систем контроля и автоматики». Правда, диплом не пригодился, в принципе я им не пользовался.
— А когда-нибудь по нему работали?
— Работал немножко. Ну, я как закончил
Потом вернулся, и я потом все время менял работу. Я еще от военкомата перед армией на шофера выучился. Причем меня не заставляли, мы с ребятами: «Пойдем на шофера учиться!» Там нам сказали: в армии шоферам лучше.
А из армии пришел, думал — в НИИ, в кабинет, там чертить что-то, поправлять эти проекты, потом надоедает мне. Пошел шофером поработал, на одну автобазу. Тут тоже мне надоело. Опять в
Я сменил что-то за год работ пять… Потом с одной автобазы на другую перешел. Потом, когда первые ставки дали нам в театре,
— Да, какой год?
— Сейчас скажу. В семьдесят девятом, по-моему, я пришел в театр, ну и тогда получалось что-то у нас по
— Много…
— Ну, нормально! Тогда все люди так получали.
— У них гораздо меньше было, это факт.
— Мы ведь и за уборщицу еще. А ребята-то работали все на своих работах. А в театре с утра, да и, в общем, весь день мог бывать только я.
И у нас было распределение обязанностей. Романыч занимался… В общем, он и режиссурой так активно занимался, потом он еще в ГИТИСе тогда учился. С утра занимался такими
Но я все спектакли один компоновал. (Пауза.) Ну так вот. Потом потихоньку ребята стали… Романыч там, в Гагаринском исполкоме в отделе культуры… в хороших отношениях был, и потихоньку ребят стал он перетаскивать. Кого-то устраивал на лажовую должность гардеробщика в какую-нибудь библиотеку. В ведении отдела культуры Гагаринского исполкома находились библиотеки, всякие там ДК, ну такие вот Красные уголки. Потом
Ну вот так. Ну а потом ты уже более позднюю историю знаешь, когда уже мы на хозрасчет перешли, — с какого там? С восемьдесят седьмого?..
— Помню. Хорошо, тогда мы вернемся к самому началу. Существует такое мнение, страшно любят все об этом говорить: что
— Да ну что ты.
— Ну почему… Вот, говорят, там так много свойств: и внимание какое-то к внешности, и вот этот грим, внимание к своим эмоциям, сам в себе копаешься, к тому, как к тебе
— Ну, мне кажется, об этом даже рассуждать странно, потому что существует мировая драматургия. А кто же это будет играть Гамлетов? Кто это играть-то будет?
— Да, кстати, кто будет играть Гамлета? Как вы относитесь к тому, что очень многие женщины рвутся Гамлета сыграть?
— Ой! Мне это просто смешно. Ну как женщина может сыграть Гамлета? Нет, она, конечно, сделает Гамлета-женщину… (Уныло.) Ну… Но у меня понятие о Гамлете другое.
— Но, по-моему, сейчас как раз в моде, чтобы Гамлета женщина играла.
— Да ну, это… Я считаю, это просто… Я даже не знаю, каким это словом назвать… Что это такое? Какое-то издевательство, что ли. Зачем лезть не в свое. Ну не женское это
— Гамлета — согласна. Но «лезть не в свое»… это иногда очень
— Но что интересно: если ты влезешь в данном конкретном случае в «не свое», я просто уверен, что у тебя ж там не получится все это на должном уровне. Если взять какую-то шкалу, и давайте померимся, пусть баба какая-нибудь сыграет Гамлета. Давайте
— Демидова.
— Демидова. Это просто даже я могу сказать об этом человеке: он поступает неумно. Или слишком высокого о себе мнения. А если ты слишком высокого о себе мнения, это опять
Для меня даже не существует спора. Я даже спорить не хочу. Если меня сейчас вызовут на спор, я откажусь. Нет, об этом даже спорить не буду.
— А вообще, что касается сравнения Гамлетов, было с чем сравнивать?
— Да я не видел ни одного Гамлета.
— Никакого?
— Одного. Козинцева. Фильм.
— А потом?
— Потом? Мы в Вене пришли посмотреть государственный… Там Клаус-Мария Брандауэр был в роли Гамлета. Но когда я посмотрел, как он говорит монолог после встречи с призраком, я повернулся и ушел. Не затрачивается чувак. Вообще. Вообще просто! Просто говорит текст и ходит. А, шведского Гамлета видел. Он… там… Я вижу такую классную режиссуру… Знаете, есть еще какая вещь. У нас как-то… мне так кажется, все-таки виден Шекспир. А там виден Бергман, но не Шекспир.
И еще я был, смотрел… «Борис Годунов». Не на
— А на Таганке?
— На Таганке больше Пушкина. Намного.
— Там Губенко играл?
— Губенко еще. Я видел именно тот спектакль, который они сдавали комиссии.
— По первому разу?
— Да. Нет, у них там сначала прошло прогонов штук пять при полных залах. Это был буквально
— За раннюю Таганку я бы обиделась. А сейчас уже нет.
— А я не знаю, этот спектакль — он к «ранней»?
— Он уже не к ранней. Уже после этого был, там, скажем, «Пир во время чумы», «Самоубийца» и
— Я Таганку тоже почти не знаю. Я вообще театры Москвы не знаю.
— А почему?
— Мне некогда ходить. У них
— И, в принципе, в результате нет ничего такого, что бы можно было вспомнить? Чтобы что-то понравилось?
— Есть. Мне одна вещь понравилась. У Табакова «Две
— У вас между студиями существуют какие-то свои связи?
— Я думаю, нет.
— Просто у кого как, чисто личные? Если кто-то где-то там знаком, встречался, работал?
— Да, ну я вот сейчас поснимался с Ленкой Старостиной. Она из какой-то студии. Ну, познакомились… Ну как, в принципе. Снимались с Мишкой Боярским. Вот с Мишкой знаком. Со
Так мне было обидно, когда фильм ушел… Я прошел пробы, меня Дыховичный сразу же взял, без
— Да, кстати, а что получилось?
— Ну, он уязвим для критиков. Что получилось? Просто, если исходить из того, что есть… живет на свете такой кинорежиссер — Хилькевич. И у него существует совершенно свое творчество. Со своим лицом определенным. Это в его творчестве еще один фильм. Потому что если пройти по его фильмам, если их знать, а у него очень много фильмов… Ты их знаешь?
— А как же.
— Но не все. Ну, это в принципе… Но и тут, мне кажется… Картина получилась, в общем-то, даже не в его стиле немножко. Тут какое-то смешение произошло. (Пауза.) Вообще, например, если захотеть — раскритиковать можно все.
— Мне, кстати, жалко, что ее критикуют, потому что ее, по-моему, не с тех позиций воспринимают. И критика, соответственно, какая-то нечестная получается. Нужно, наверное, из позиции жанра исходить. Тогда можно на все совсем по-другому посмотреть…
— А мне нравится. Смотрят с удовольствием, как мне кажется.
— Ну, когда начали его сравнивать с Тарковским, это действительно смешно…
— (Горячо.) А зачем его сравнивать с Тарковским? Давайте сейчас начнем сравнивать Гёте и Шекспира, кто лучше? (Пауза.) Тут просто. Кому что нравится, кто-то смотрит Сокурова, а я его смотреть не могу. Это скучно. Вот мне это скучно. Причем я и не знаю его фильмов. Я как один посмотрел… Попробовал посмотреть… Я смотрел-смотрел,
— А как вы с Хилькевичем встретились?
— А тут какая-то мистика.
— Да, я очень люблю мистику, поэтому мне интересно.
— Он… не помню сейчас цифры, но он, типа того, лет семь мечтал это кино снять. Искал, пробовал. Он там, говорит, и Калныньша пробовал, и Караченцева, и, в принципе, Мишка Боярский должен был играть. Съемки должны были еще через полгода начаться. Но Хил все метался. Ну Миша, но…
— Понятно. Хорошо. Так, а Рашеев[11]?
— Вот мне нравится его кино. «Бумбараш». Но он такой немножечко странный.
— Даже очень.
— Особенно «Бумбараш». Там именно странный, как мне кажется, монтаж. Это так смешно, так здорово, мне так нравится. Там, в «Бумбараше», когда беляки проходят:
Пауза.
— Тепцовский фильм был первый?
— Да, первый.
— А с ним вы как встретились? Как вы с ним друг друга нашли?
— А он меня нашел. Он как раз здесь два года учился на режиссерских
— Да?
— О-о!.. Был… — да он и сейчас почти как бы существует. Но я… у нас сроки совпали: в театре отпуск был. Я как раз съемки на лето подгадал. Я в свой отпуск поехал в Ленинград. И весь отпуск снимали. Вот. А второй был «Граф». (Пауза.) Еще был такой фильм «По траве
— Прелестная картина, знаю.
— Я ее не видел.
— Да? Много потеряли.
— Меня когда на киностудии встречает кто-то, говорят, что роль мне там удалась, в этой картине. Такая небольшая, говорят, но довольно-таки, что называется,
— Мне еще про какую-то картину рассказывали, что-то там с Мольером на кладбище.
— А! Это тоже учебная работа Гриши Константинопольского — «Красные слоны». Я ее опять же тоже не видел, этой картины. Сюр там такой. Сюр. Там парень с девчонкой… ну, любят друг друга, а он в армию уходит. И вот она к нему туда приезжает. Он сваливает в самоволку на кладбище. Они на могиле голые лежат, трахаются. К ним кто-то там
— Прекрасно.
— Кто-то из ребят видел, и им понравилась картина. Такая, говорит, необычная, странная, но, говорит, хорошая картина. Потом у меня была картина из совсем
— А это что такое?
— Это тоже дипломники-вгиковцы снимали. Им нужно
— Но они, по идее, выходили как альманах, выпускали студенческие работы, или они там где-нибудь и осели в ВГИКе?
— Трудно сказать. Я с этими ребятами давно уже не виделся, даже спросить не могу, где они. У меня, между прочим, вот так более-менее
— Ага. Вот, кстати, у меня, правда, была идея кино вообще не трогать. Но раз уж так получилось… Это как-нибудь волнует,
— Знаешь, если б например, в тех фильмах… Ну «Футорошок», ну
— Ну хорошо. А практически по пальцам можно пересчитать тех, кто видел «Искусство жить в Одессе». Если бы оно вышло тогда, когда оно
— Да, смело поступили.
— Очень. Очень. А сейчас вроде бы уже даже время ушло, а картина все равно не появляется.
— И картина-то вообще хорошая.
— Хорошая. Это волнует как-нибудь?
— Мне жалко, конечно. Жаль, когда картина… И фильм-то хороший. Тогда как раз у них какое-то такое негласное соревнование шло. Тогда много писала пресса, что начали сниматься одновременно три фильма по Бабелю.
— Три фильма, да. И третий, между прочим, тоже пропал. Вот фильм с
— Но тут, — кстати, а ты фильм видела? — тут, я скажу, даже на Хила не похоже. Это для него что-то совершенно новое. Не совершенно, но это не его кино. И финал мне так понравился. Когда эти герои идут по Парижу, и там, в Париже, их всё равно Владислав Симен (зловеще) достает.
Там я, конечно, играю такого «Феликса»… Страшный такой… фанат. Оголтелый.
(Пауза.) А, приехали на съемочную площадку, а я тогда тоже, набрался храбрости… Для телевиденья интервью стали брать, ну Хил для начала рассказал просто о картине. А ко мне подошли, а я сказал типа того, что вот в этой картине я играю… чекиста, предводителя одесской ГубЧК. Ну и, говорю: такими чекистов у нас еще не видели. Ну и чего-то еще сказал.
— А куда делась «Зеленая коза»[16]?
— Н-ну, она как-то не очень, но все-таки прошла по экранам.
— По-моему, еще меньше, чем тот.
— Я тоже не видел этот фильм. Я его не видел вообще.
— Я его видела, когда его показывали в Доме
— И я. Я даже на просмотр не смог попасть. (Пауза.) Ну что еще? Мы куда-то уходим вообще…
— Да, мы действительно ушли. Поехали назад тогда к театру? Разберемся с такими мелочами. Вот, кстати, вам когда надо быть в театре и сколько надо, в принципе, времени, чтобы собраться, чтобы к спектаклю подготовиться? Просто интересно знать.
— Ну… К спектаклю? Только то время, чтобы переодеться…
— За 5 минут?
— Да…
— Вошел и вышел?
— Да…
— Хорошо. А после — точно так же? Спокойно? Кончился спектакль,
— Ну в смысле эмоциональном? Да, я легко меняю состояние.
— Но многим это не свойственно…
— Ну, там, я улыбаюсь, если надо… Это еще зависит, как оно пойдет, но в принципе: (изображает) «О небо, о
| |||||
|
СТР. 1 | СТР. 2 | СТР. 3 || ЧАСТЬ 2 | ||||
|
СКАЧАТЬ в формате PDF: ЧАСТЬ 1 (2,9 Мб) | ЧАСТЬ 2 (4,9 Мб) | ||||
|