СТАТЬИ И ИНТЕРВЬЮ


В НАЧАЛО РАЗДЕЛА
И ГАМЛЕТА ИГРАЛ, И ВСЯКИХ СВОЛОЧЕЙ


Виктор Авилов, звезда Театра на Юго-Западе, сейчас играет еще в трех театрах и снялся в двадцати пяти фильмах.



Любимые жанры — мистерия, сатира, фарс. Характерное лицо, уникальная пластика, богатый оттенками голос, чистые, почти детские, глаза.
У знаменитого артиста нынче юбилей.

— Правда ли вы в молодые годы водили автобусы? И были обычным подмосковным парнем из уличной компании, которая даже подворовывала?
— Никогда в жизни не водил автобусов. Работал на МАЗе с прицепом, развозил песок по московским стройкам. Хулиганили — да, было. Но дальше того, чтобы обчистить яблони на чьей-то даче, наш криминал не заходил. Больше сидели в подъездах и бренчали на гитарах. Тогда ведь вся молодежь с ума сходила по битлам. Прочли однажды объявление: при районной библиотеке организуется театральный кружок. Театр меня совершенно не интересовал, но я все-таки пошел вместе с приятелями. Библиотекой заведовал Валерий Романович Белякович. Человек, который нас сделал людьми.
Мы стали заниматься этюдами. Я ходил на занятия с тоской, не понимая, зачем мне все это нужно?.. У Беляковича к тому времени был уже любительский состав при Дворце пионеров. Потом оба кружка слились воедино: так появилась в конце 70-х годов Театральная студия на Юго-Западе. Их было мало — мы, Спесивцев и Юденич. Первый спектакль — «Женитьба», я играл Кочкарева. Нюансов не помню — все как в тумане. Память сохранила лишь такой эпизод: мы все выходим в темноте со свечами в руках. А руки дрожат — издали были видны не плывущие огоньки, а бегающие светлячки.
Такой бил колотун!
— Каким был стиль тогдашних постановок?
— Жестким и экспрессивным, с упором на свет и музыку — ее подбирал из своих бездонных запасов сам режиссер. Подвал, окрашенный черной краской. Минимум декораций. Костюмы из подбора. Авангардизм от бедности… В репертуаре — классика от Шекспира до Чехова и двадцатый век. Спектакли нарочито бытовые — и фантазийные, гротесковые. Макиавелли, Ионеско, Булгаков, Шварц, Камю, Олби, Веничка Ерофеев, Сухово-Кобылин.
— А вы ведь актер остро характерный. Вот, цитирую Льва Аннинского: «Профиль Михоэлса, рубленое лицо, оправленное в нежнейшие до плеч льняные волосы…» Какие роли вам предлагались?
— Спасибо Аннинскому… Роли такие, о которых любой артист может только мечтать. От злодеев (Великий инквизитор в «Жаворонке» Ануя или Калигула) до романтических героев.
— А вот Аннинский восторженно писал о вашем Гамлете. И со Смоктуновским сравнивает, и с Высоцким…
— Посмотреть Высоцкого в любимовской постановке мне не пришлось: не успел. А фильм Козинцева увидел лет через двадцать… Встречались и другие Гамлеты: в Вене играл знаменитый Клаус Мария Брандауэр. Не знаю, насколько прилично это звучит, но мы ушли с середины спектакля. Настолько все это показалось слабым. Никаким. Мы с Беляковичем этот образ поворачивали разными сторонами. Хотите, почтенная публика, я эту сцену сыграю мягко? А хотите — знаменитое «Быть или не быть?» проверещу, как балаганный Петрушка? Рисунок постоянно менялся. Одному зрителю нравится такой, другому — совсем иной.
— В 1987 году Театр на ЮгоЗападе выступал на фестивале в Англии. «Гардиан» о вас написала: «Самый запоминающийся Гамлет, которого нам доводилось видеть…»
— Отлично помню ту поездку. Сначала мы были в Эдинбурге, куда съехалось двести театров со всего мира. Нам пришлось играть в 12 часов дня перед случайной публикой. Но потом нас пригласили на мини-гастроли — ездили по стране дней десять. Первый пункт — Глазго. Начиная с первого же спектакля — сумасшедшая реакция. Зрители кричали, аплодировали, свистели. Я даже не понял, откуда такой бурный темперамент у сдержанных шотландцев.
— Вы играете не только Гамлета, но и Хлестакова…
— А вот это совсем не мой персонаж! Примитивное животное с полным отсутствием интеллекта. Он мне вообще неинтересен. Хотя — да, играл, куда ж денешься…
— А Ланцелот в «Драконе»?
— Тут совсем другое дело. Этот персонаж медленно-медленно вползал в меня, а я — в него.
Сейчас, когда из репертуара убрано много старых работ, в том числе «Дракон», я скучаю по Ланцелоту. Других героев, того же Гамлета, я наигрался. А к Ланцелоту меня так и тянет. Я вспоминаю об этой постановке с теплом. Как и о роли Беранже в «Носорогах» Ионеско. Этот тоже — такой лапочка…
— Из старых ролей вы до сих пор играете Калигулу?
— Я прочитал все, что написали о нем Светоний и Тацит. Сволочь, садист. Камю же поднял его на такую высоту, наделил таким умом — не Калигула, а просто Марк Аврелий. Конечно, интеллектом он обладает — но интеллектом больным, извращенным. Вообще-то «тиран» и «интеллект» для меня вещи несовместные — как «гений» и «злодейство».
— Чем заняты сегодня?
— В Театре на Юго-Западе я сейчас на договоре. Вторая моя сцена — «Киноcпектакль» Олега Лещинера. Есть отдаленная связь с популярной когда-то «Латерной магикой». Участвую в постановке фэнтези Толкиена «Туда и обратно». Играю там Дракона Рыжего Смога и еще предводителя гоблинов… Кроме того, работаю и в Театре наций, в «Пляске смерти» Стриндберга. И, наконец, в небольшом театре «Арт-Хаус» в Сокольниках, на улице Гастелло. В пьесе Зюскинда «Парфюмер». В конце года в издательстве «АИФ» должна выйти моя книга «Основы актерского мастерства».
— А что в кино?
— Сейчас уже нет тех сложностей, как в 1986 году, когда Олег Тепцов снимал «Господина оформителя». У нас в театре тогда сниматься не разрешалось, приходилось тратить на это весь отпуск.
— ТВ как-то в очередной раз показало «Узника замка Иф» и тут же, по другим каналам — нового «Графа Монте-Кристо» с Жераром Депардье, да еще старый фильм с Жаном Маре. Вы отнюдь не проиграли в сравнении с мировыми звездами. Иногда критика сравнивает вас с Бельмондо — та же загадочность, коварство, отрицательное обаяние…
— Мне нравится, как он хулиганит. И еще мне очень близок Челентано. Их герои развязны, циничны, эксцентричны; верить этим персонажам нельзя — надуют, облапошат… Но в то же время они человечны и ранимы. И какая органика! Нравятся мне эти ребята.
— Не обойтись без вопроса о хобби…
— Рыбалка! Правда, ненавижу электроудочки… И еще неплохо готовлю. В «Смаке» у Макаревича демонстрировал, как тушить в вине мясо по-баварски.

Аркадий ПЕТРОВ.
«Вечерняя Москва», 31 июля 2003 г.
Фото Андрея СЕМАШКО.


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ | РОЛИ | ПРЕССА | НАЧАЛО — СТУДИЯ | ПАМЯТИ ВИКТОРА АВИЛОВА | ГЛАВНАЯ | ФОТОГАЛЕРЕЯ | ВИДЕО | ГОСТЕВАЯ | ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ